Помогаем зависимым
и их семьям

ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАВИСИМЫХ ОТ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ


Мы свяжемся с Вами и проконсультируем,
как помочь себе и своим близким
справиться с зависимостью.

Алкоголизм в россии история

История алкоголизма и борьбы с алкоголизмом в России

Культура употребления спиртных напитков в нашей стране уходит корнями в глубокое прошлое, там же мы обнаруживаем и следы злоупотребления алкоголем. Медовуха, брага, пиво были традиционными для России, однако меру знали.

Принято относить начало распространения пьянства в широких масштабах ко времени Ивана Грозного, когда была введена государственная монополия и открыты «государевы кабаки». Способствовало распространению пьянства быт значительной части населения России. Впоследствии государство активно использовало возможности алкогольного производства, наполняя казну до краев, в то же время, получая крайне негативное социальное явление – алкоголизм. За несколько столетий Россия накопила богатейший опыт обнищания, причиной которого стал алкоголь, детского пьянства и женского алкоголизма.

Чрезмерное питие спиртных напитков, приносившее вред здоровью пьющего и окружающим, критиковалось всегда, а вот запрещающие эффективные меры пришли позже. Впервые с пьянством стали бороться в Древнем Китае, и застигнутые врасплох во время попойки подлежали казни. В Древней Греции была учреждена специальная должность чиновника, которому вменялось в обязанность препятствовать посещению питейных заведений. В Древнем Риме был введен возрастной ценз на употребление спиртных напитков, до 30 лет.

Издревле пытались и лечить алкоголиков. Для этого некоторые «ученые9raquo; предлагали использовать «философский камень». Были и другие мнения, в частности пьянство расценивали по опасности сродни чуме, а способы лечения заключались в немедленном лишении алкоголя, введении диетического питания и вызывания рвоты при отравлении.

Но по большей части практиковались жесткие организационные меры борьбы – от ограничения свободы и принудительного лечения до введения «сухого закона», что, вправду, доказывало обратный эффект.

Мало действенными оказались различные патентованные средства от алкоголизма, которые были в большей степени угрозой семейным бюджетам.

На научном уровне борьба с алкоголизмом началась в 19 веке. Впервые термин «алкоголизм9raquo; был применён в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков.

На 11-м Пироговском съезде русских врачей в 1915 году принял следующую резолюцию: «9hellip;нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».

Одним из тех, кто вел активную борьбу с алкоголизмом, оставаясь на научном фундаменте, являлся выдающийся отечественный психиатр и общественный деятель, академик Владимир Михайлович Бехтерев Он таким образом охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…9raquo;

Вклад В.М. Бехтерева заключалась в том, что он впервые поднял вопросы профилактики алкоголизма и предложил теоретически и практически обоснованную схему комплексного лечения этой болезни. Благодаря его работам были определены основные пути подхода к этой проблеме с биопсихосоциальных позиций. Им были созданы теоретические предпосылки для дальнейшего изучения патогенеза и клиники алкоголизма, а для практического их воплощения — организован в 1911 г. Противоалкогольный институт, деятельность которого была крайне недолгой.

В последние десятилетия созданная в предвоенные годы система амбулаторной и стационарной помощи больным алкоголизмом, вначале в рамках психиатрической, а затем самостоятельной службы оказалась во многом разрушена, и государство только начинает создавать новую модель профилактики и борьбы с алкоголизмом.

Открытый творческий проект для всех, кто интересуется историей медицины. Здесь вы найдете исторические сюжеты про знаменитых врачей, пациентов, фармацию, медицинскую науку.Стать членом клуба можно,подписавшись на открытки, которые будут приходить к вам на электронную почту совершенно бесплатно. Это не коммерческий проект, и мы гарантируем, что никакой рекламы вместе с открытками вы получать не будете.

Наш сайт – открытая площадка, и можно предложить для публикации свой сюжет: историю своего медучреждения, авторитетного врача, интересный факт из истории медицины. Для того, чтобы это сделать, нужно нажать на кнопку «Предложить сюжет» на главной странице сайта.

Проект реализуется при поддержкеEuromed Group

История пьянства в России: от древности к современности

Можно ли в современном российском обществе представить себе человека, который бы в течение своей жизни ни разу не сталкивался бы с проблемой пьянства? К огромному сожалению, вряд ли. Прямо или косвенно, но алкоголь прочно вошел в нашу жизнь и убираться из нее в ближайшем будущем не собирается. Ведь даже если человек совершенно не пьет сам, то избежать контакта с пьяными практически невозможно: с одинаковой вероятностью с ними можно столкнуться и в общественном транспорте, и в местах общественного отдыха, и во дворе, рядом с детской площадкой.

Пьянство в России давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи и стало проблемой общества. Да и может ли быть иначе, если средь бела дня на улице часто можно натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. А о совершенных в пьяном угаре преступлениях не слышал, наверное, только глухой.

Любому человеку, если только он не алкоголик в запое, чтобы выпить, нужен какой-нибудь побудительный мотив. Поэтому он придумал себе несколько удобных оправданий “на все случаи жизни”, чтобы в любой момент можно было опрокинуть рюмку-другую.

Самым универсальным оправданием является утверждение, что алкоголь повышает аппетит, взбадривает, поднимает настроение, способствует более оживленному общению в компании. Поэтому почти на всех празднованиях спиртное льется рекой. Но “развязывая” человеку язык, выпитое спиртное туманит ему разум, поэтому не случайно, что большинство преступлений, совершенных под воздействием алкоголя, приходится именно на такие разудалые застолья.

В холода люди зачастую пропускают рюмочку, чтобы согреться. Алкоголь действительно имеет свойство расширять кровеносные сосуды и увеличивать кровообращение, вследствие чего человеку становится теплее. Но беда в том, что русская душа очень часто не приемлет слова “довольно”. Поэтому “между первой и второй перерывчик небольшой”, а там третью “за милых дам” грех не выпить до дна, а в конечном результате такой “сугрев” заканчивается в больнице с отмороженными руками-ногами, а то и похуже – в морге.

Также часто любители выпить оправдываются тем, что в небольших дозах спирт имеет лечебные свойства при простуде, сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях желудочно-кишечного тракта. Причем нередко это в частных беседах подтверждают и сами врачи. Но так ли это на самом деле? В медицине спирт используют только как дезинфицирующее средство, и ни один врач официально не выпишет больному рецепт на спиртное для приема внутрь.

Ведь еще при жизни знаменитого врача И.И. Пирогова (1810-1881 гг.) на одном из съездов врачей была принята резолюция, что в человеческом организме нет ни одного органа, которому алкоголь был бы полезен, и что у алкоголя нет ни одного воздействия на человеческий организм, которое невозможно достичь другими лечебными средствами, менее разрушительными и надежными и полезными для организма.

Употребление хмельных напитков в древней Руси

Очень часто можно услышать, что русский народ – самый пьющий народ в мире и что эта национальная особенность заложена в русских генах издревле. Часто это даже служит причиной своеобразной гордости. Но так ли это на самом деле?

В языческую эпоху употребление хмельных напитков на Руси было в основном на праздниках (пиры, тризны, игрища). Основным сырьем для хмельных напитков в то время был мед, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем опьяняющими: брага, медовуха, пиво. С Х века к ним добавилось и пришедшее из Византии виноградное вино.

Прием хмельных напитков обычно сопровождался обильной трапезой, поэтому особого ущерба для здоровья не представлял. Помните окончание многих народных сказок? “И мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало”.

В одной из первых древнерусских литературных памяток, “Повести временных лет”, креститель Руси, великий князь Киевский Владимир, выбирая, какую религию принять языческой Руси, сразу же отверг мусульманство, обосновав это такими словами: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”.

Может быть, князь не в последнюю очередь потому и выбрал православие, что православная церковь никогда не запрещала пить вино, хотя и требовала умеренности в выпитом. И пусть это шутка, но факт налицо: благодаря этой “Повести…” документальная история употребления хмельных напитков на Руси насчитывает более 1000 лет.

Историческая справедливость требует уточнить, что со времен Владимира Великого и вплоть до начала ХІV века на Руси пили или перебродивший мед, или хмельные напитки из сока винограда. Но поражает истинно русское разнообразие таких напитков: березовица, мед, сита, сикера, квас, вино!

Однако нет ни одного письменного свидетельства домосковской Руси, в котором бы говорилось, что пьянство приняло массовый характер, превратившись в социальную проблему. Употребление алкогольных напитков в то время было скорее ритуальным действием, производившимся по случаю важных событий: праздников, свадеб, поминок, т.е. было эпизодическим, к тому же с обильной и разнообразной закуской.

Патриархальный уклад жизни Киевской Руси сдерживал распространение пьянства. В те времена старики такими словами напутствовали молодежь: “Пейте вино веселия ради, а не для пьянства; пейте, да не упивайтесь”.

Может, поэтому в странах, где и в современном обществе сохранились и в наши дни древние традиции (Китай, Япония), нет столь ярко выраженной проблемы пьянства как социального явления, хотя алкогольные напитки в них не менее доступны, чем в России.

Московская Русь: начало пьянства

В первой половине ХІV века на Руси в повседневном обиходе появляются такие обозначения, как “вареное вино”, “горячее вино”, “хлебное вино”. Это уже не перебродившие мед или виноградный сок, а алкогольный напиток, полученный способом перегонки, или попросту самогон.

Когда в России начали гнать водку, точно не известно. Исторические документы свидетельствуют о том, что перерабатывать рожь и получать из нее ржаной спирт в России начали во временном промежутке с 1448 по 1474 г. Документально зафиксированный факт, что в 1533 г. в Москве по приказу Ивана Грозного был открыт первый в России “царев кабак”.

Однако напиваться каждый день в то время в нем было привилегией царских опричников. Простолюдинам разрешалось отвести душу только на Рождество, Дмитровскую субботу и Святую неделю. В другие дни попавшихся пьяниц били батогами, а “особо отличившихся” могли и в тюрьму посадить.

Пьянство как экономическое явление в России начинается с середины ХVІ века. В 1555 г. царь Иван Грозный шлет предписание своим наместникам повсеместно заводить “царевы кабаки”. Самое страшное то, что в этих кабаках высочайшим повелением разрешалось только лишь пить, а есть запрещалось. Нетрудно представить, как быстро в таком заведении человек пьянел и в хмельном угаре пропивал все ценное, что было при нем, а очень часто и на нем.

Если учесть, что к этому времени простолюдинам, крестьянам и посадским, запрещено было под страхом казни готовить дома традиционные для русского общества брагу, пиво и хмельной квас, не говоря уже о самогоне, то понятно, что такие кабаки изначально предназначались для простонародья.

Благодаря кабакам спаивание русского народа было поставлено на широкую ногу. Весь доход от торговли спиртным в этих кабаках поступал исключительно в царскую казну – это и было движущей силой питейной политики России в этот период.

Взошедший после смерти Ивана Грозного на престол Борис Годунов окончательно утвердил монополию государства в торговле водкой, уничтожив на всей территории Русского государства традиционные древнерусские корчмы, в которых прохожий мог не только выпить, но и поесть. В 1598 г. царским указом частным лицам, невзирая на социальное положение и прошлые заслуги, было запрещено торговать водкой.

Меньше чем через столетие пьянство стало настоящим бичом русского общества. Автор написанного в первой половине ХVІІ века «Описания путешествия в Московию» прусский ученый и дипломат Адам Олеарий поражался, что порок пьянства настолько распространен во всех сословиях московитов, как у духовных, так и у светских, среди мужчин и женщин, молодых и старых, что на валяющихся на улице в пыли пьяных никто уже не обращает внимание – настолько все привыкли к таким картинам.

Знакомая картина и в наши дни, не правда ли? Причина такого повсеместного пьянства была заложена в традиционных для русского народа радушии и гостеприимстве. На это прямо указывал в изданных в 1615 г. “Московских хрониках” шведский дипломат Питер Петрей. По его словам, тому, кто не пьет без остановки, не место среди русских. Если человек пьет меньше, чем русским бы хотелось, они таким человеком очень недовольны. Но если вы в состоянии выпить все, что вам нальют, русские к вам будут относиться, как к лучшему другу.

Исторический опыт борьбы с пьянством в России

В 1648 г. по многим крупным городам России прокатились “кабацкие бунты”. Их причиной стала неспособность простолюдинов платить в кабаках долги за выпитое. Да и в целях экономии качество продаваемых в этих кабаках водки стало отвратительным. О размахе и силе этих бунтов можно судить хотя бы по тому историческому факту, что для их подавления пришлось использовать войско.

Под влиянием патриарха Никона, имевшего огромное влияние на царя, царь Алексей Михайлович в 1652 г. созвал Земский собор, известный в истории России как “собор о кабаках”. После завершения собора выходит царский указ, которым ограничивалось число питейных заведений в городах. Также в этом указе были определены дни, в которые запрещалась продажа вина, общим числом более 180.

Получается, что, согласно этому Указу, русский человек полгода поневоле должен был соблюдать воздержание от спиртного. Также запрещалась продажа водки в долг и введена норма отпуска водки на одного человека – 1 чарка (в то время вмещала 143,5 г). К тому же цена на водку повышалась втрое.

По настоянию патриарха Никона особам “священнического и иноческого” чина продажа водки и вовсе была запрещена. Церковь на своих служениях значительно усилила проповеди о греховности и вреде пьянства. И такие меры дали положительный результат: отношение к пьяницам не только в церковных, но и в светских сословиях из иронично-дружелюбного превратилось в негативное.

Царский указ должен был неукоснительно выполняться. Но на историческую сцену вышла, как и не раз потом в дальнейшей истории России, очень мощная сила – экономическая выгода. Доход от водки стал к тому времени одним из главных источников пополнения царской казны. Сократить же потребление водки и при этом увеличить поступление в казну от ее продажи – задача непосильная даже для сегодняшних экономистов, что уж говорить о середине ХVІІ века!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что царский указ строго соблюдался меньше 7 лет, а число кабаков, вопреки указу, так и не сократилось. Как и не раз потом в будущем, когда началось значительное уменьшение выручки от водки в казну, интересы государственной казны были поставлены выше интересов простого человека.

Все же следует заметить, что до царствования Петра І пьянство было распространено по большей части среди малоимущих классов, так как им приходилось свою потребность в спиртном утолять в силой навязанных кабаках. Среди аристократов и купечества пьяниц было сравнительно мало, не в последнюю очередь потому, что им было разрешено пить вино дома, где всегда присутствовала хорошая закуска.

Преимущества отрезвления народа

Если говорить о самом удачном опыте борьбы с пьянством в России, то это была кампания за трезвость, начатая в 1914 г. царским указом: на период мобилизации была запрещена продажа спиртного.

В дальнейшем право решать, торговать алкогольными напитками или нет, было передано на усмотрение местных общин. “Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны Нами было предоставлено мудрости и совести самого народа”.

Результаты такого решения стали неожиданностью даже для правительства России. Большинство регионов царский запрет поддержали. Статистика неумолима: за год употребление алкоголя уменьшилось в 24 раза – с 4,7 л/чел. в 1913 г. до 0,2 л/чел. в 1915 г.

Этот уникальный в истории человечества опыт отрезвления считавшегося безнадежной пьяницей многомиллионного народа дал поистине ошеломляющие результаты, напрочь опровергающие утверждение, что пьянство выгодно для государства.

Десятки и сотни миллионов рублей, прежде безнадежно тратившиеся на выпивку, поступили в сберегательные кассы и кассы взаимопомощи, значительно увеличилась покупательская способность населения, а производительность труда настолько возросла, что по экономическому росту Россия вышла в мировые лидеры. Появилась реальная возможность провести в ближайшем будущем крупномасштабные финансовые реформы. Но мировая война и последовавшая за ней революция не дали возможности их осуществить.

Социальная проблема пьянства в современной России

Сегодня это большая, глобальная проблема. Всемирная организация здравоохранения признала уровень в 8 литров потребления алкоголя на человека особо опасным для здоровья людей. И утешать себя ложной гордостью типа “что для русского хорошо, то для немца смерть” бесполезно и бессмысленно. Нужно смотреть правде в лицо – в современной России свирепствует эпидемия алкоголизма.

Нет никаких оснований говорить, что раньше тоже так было. Нынешние масштабы пьянства в России не идут ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Статистика оперирует сухими цифрами. 0,2 л потребления алкоголя на душу населения в 1915 г. и 18 л чистого алкоголя на человека в 2010 г.

Меньше чем за сто лет количество потребляемого на человека алкоголя увеличилось в 90 (!) раз.

Россия давно и прочно занимает первое место в мире по потреблению алкоголя.

За этими цифрами стоят сотни тысяч разрушенных пьянством семей, миллионы искалеченных судеб. Ведь не только по уровню потребления алкоголя, но практически по всем связанным с алкоголем позициям: заболеваемости алкоголизмом, смертности от алкоголизма, преступлениям на почве злоупотребления алкоголем, женскому и подростковому алкоголизму – Россия в мировых лидерах.

Ежегодно в России непосредственно от пьянства умирает от 90 до 100 тыс. человек. Из них около 10 тыс. умирают от алкогольной болезни, около 35 тыс. – от отравления некачественным алкоголем. Около 25 тыс. погибают в авариях по вине пьяных водителей, и примерно сколько же – от рук пьяных преступников.

Маленький лучик надежды

В последние годы, если верить официальной статистике, наметилась тенденция к снижению этих показателей. Употребления алкоголя на душу населения в 2011-2013 годах стабилизировалось: официально – на уровне 8,9-9,1 литра чистого алкоголя, но по независимым исследованиям этот показатель находится в районе 13-15 л.

Немного снизились показатели заболеваемости и смертности от алкоголизма. Очень хочется верить, что это начало оздоровления нашего общества. Но успокаиваться еще слишком рано. Ведь в истории России есть множество примеров, когда начиналось все хорошо, а заканчивалось – как всегда. Очень не хотелось бы, чтобы так случилось и на этот раз.

Те же сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что алкоголизм в последние годы имеет тенденцию к омолаживанию, т.е. алкоголизмом заболевает все больше молодых людей. А это будущее страны, причем в большинстве своем потерянное будущее.

Но все же хочется верить, что эти маленькие сдвиги обозначили точку поворота. И что объединенными усилиями правительства и широкой общественности удастся отвести от края алкогольной пропасти сотни тысяч, если не миллионы людей.

Главное – помнить, что нельзя позволять себе быть равнодушными. Ведь пока в наших душах живет любовь к ближнему, мы изменяем мир вокруг себя, делаем его хотя бы чуточку светлее и добрее и вместе с изменившимся миром изменяемся сами. Если же мы позволим нашим душам одеться в броню равнодушия, мир вокруг нас медленно умрет. И мы умрем вместе с ним.

ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная в статье, носит исключительно ознакомительный характер и не является инструкцией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Советы и рекомендации, как бороться с соседями алкоголиками. Решение вопроса мирным путем или с помощью полиции. Выселение из квартиры — судебная практика.

Полезные рекомендации о том, как вести себя с мужем алкоголиком. Не стоит опекать алкоголика и бросать его на произвол судьбы. Как общаться с мужем пьяницей?

Муж каждый день пьет пиво: может ли он стать пивным алкоголиком? Особенности пивного алкоголизма. Причины широкого распространения этой болезни и ее лечение. Рекомендации.

© Copyright Аlko03.ru, 2013–2016.

Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Напишите нам
Напишите нам




Меню